«Мы делаем все, чтобы вернуть его тело домой, но это очень сложно»: история Юрия Пелеха, который с первых дней войны пошел защищать страну

Он был очень позитивным и хорошим человеком, прекрасным отцом и патриотом. В первые дни полномасштабного вторжения 49-летний Юрий Пелех из Львова без раздумий стал на защиту страны и воевал в 65-й отдельной механизированной бригаде «Великий Луг». Жизнь отважного защитника оборвалась во время боя зимой этого года. У него остались мать, сестра, жена и сын.
«Последний разговор с папой напоминал прощание»
- Мой отец родом из Львова, хотя долгое время жил в небольшом селе Полянка недалеко от города. Он рос в дружной, но небольшой семье — у него была только одна сестра, Оксана, — рассказывает «ФАКТАМ» сын героя Ростислав. — Их детство было непростым, ведь отца они потеряли рано из-за серьезной болезни. Это, безусловно, повлияло на него — он быстро повзрослел, привык брать ответственность за себя и свою семью. Его мать, моя бабушка, к счастью, жива. Она работает бухгалтером в местном учреждении самоуправления. Отец всегда заботился о ней, старался помогать во всем. Он очень ценил семью, потому что знал, как важно беречь близких. Каким он был по характеру? Если одним словом — добряк. Это то, что выделяло его среди многих. Он никогда не отказывал в помощи, даже если сам испытывал трудности. Его доброта и искренность запомнились всем, кто его знал. Если спросить кого-то о нем, все скажут одно: «Человек с большим сердцем». Один случай особенно врезался в память. Как-то он увидел на улице пожилую женщину, которой тяжело было нести сумки. Он не просто помог ей, а еще и отнес все до самого дома. Для него это было естественно — помогать, поддерживать, не проходить мимо чужой боли. У папы были «золотые руки». Он мог починить что угодно — от простейшей бытовой техники до сложных механизмов. Если чего-то не знал — быстро учился. Папа был частным предпринимателем, работал на себя. Долгое время занимался установкой окон, имел опыт работы водителем. Он никогда не боялся тяжелого труда — наоборот, находил в нем смысл. У него была большая мечта — построить собственный дом. Он воплотил ее в жизнь. Говорил, что хочет, чтобы у меня был крепкий и надежный дом, созданный его руками. Также он планировал приобрести микроавтобус — «спринтер», чтобы не только облегчить себе работу, но и иметь возможность путешествовать, открывать для себя новые места.
— Как папа оказался на фронте?
- Раньше он служил в советской армии, еще в молодые годы. Помню, что у него даже была возможность поехать с миротворческой миссией в другую страну, но что-то помешало этому плану осуществиться. Несмотря на это, он всегда говорил: «Если надо — я буду первым». Это была его жизненная позиция — не прятаться за чужими спинами, а действовать. В марте 2022 года пришла повестка. Он даже не раздумывал — сказал, что его место там, где решается будущее Украины. Он был обычным солдатом, стрелок-санитар. Сначала проходил обучение на Львовщине, потом его направили в Харьковскую область, а дальше — в Запорожскую область.
— Пытались ли его отговорить?
- Мы говорили с ним об этом, пытались убедить, что по состоянию здоровья он мог бы остаться дома. Но отец даже не обращал внимания на свои болезни — говорил, что должен быть частью победы. В начале все казалось не таким страшным — они занимались обустройством позиций, окопами, обучением. Но когда его отправили в зону активных боевых действий, связь стала редкой — раз в месяц, а то и реже. Последняя встреча была около 4 месяцев назад, когда он приезжал на несколько дней в отпуск. Но его срочно вызвали, и он вынужден был уехать. Я запомнил наш последний разговор продолжительностью в час. Мы никогда так долго не говорили. Напоминало прощание, хотя я тогда не хотел этого понимать. Он дал мне наставления, посоветовал, как жить дальше. Этот разговор запечатлелся в моей памяти навсегда. Меня долго беспокоил тот последний телефонный звонок. Было ощущение, что что-то не так. Но я верил в лучшее… К сожалению, не суждено было.
«Оккупанты бросили гранату, и отец получил травмы, несовместимые с жизнью»
— Что известно об обстоятельствах гибели отца?
- По словам побратима, который выбрался живым, все произошло ориентировочно в первых числах февраля. Под селом Роботино Запорожской области. Насколько мне известно, оккупанты бросили гранату, и он получил травмы, несовместимые с жизнью. Побратимы рассказывали, что он до последнего был мужественным и давал отпор врагу… Сначала из военкомата нам сообщили, что он пропал без вести. Мы не могли в это поверить, начали искать любую информацию. И уже в ходе собственного расследования узнали правду. Хуже всего то, что его тело до сих пор не могут забрать — то место сейчас под постоянным обстрелом. Мы делаем все возможное, чтобы вернуть его домой, но это очень сложно.
— Как переживаете эту потерю?
- Сначала было отрицание. Потом приходит осознание, и это самое болезненное. Самое тяжелое — слышать соболезнования, они только усиливают ощущение потери. Я еще до сих пор до конца не осознал этого, но единственное, что сейчас важно — вернуть тело папы домой, чтобы достойно провести его в последний путь.
— Что хотели бы сделать в честь папы?
- Хочу, чтобы память о нем жила. Возможно, установим мемориал или организуем что-то, что будет напоминать о его подвиге. Он отдал свою жизнь за Украину — и мы не имеем права об этом забыть.
Комментарии (0) |