Шокирующие обычаи: как украинцы отмечали Пасху 400 лет назад
09.04.2018 812 0
Пасха – один из самых светлых дней в году. Верующие (и неверующие) люди стараются прощать друг другу обиды, возвращать долги, не ссориться и не злиться. Православные традиции празднования Пасхи почти не изменились за сотни лет, чего нельзя сказать о народных обычаях.
ИСТОЧНИК. Подробную информацию о том, как отмечали Пасху наши предки 400 лет назад, можно найти в труде французского инженера Гийома Левассера де Боплана «Описание Украины». В 1630-х годах автор находился на службе у польского короля и подробно изучил территорию нашей страны и обычаи украинцев.
Свои впечатления Боплан изложил в книге, которая до сих пор служит важнейшим источником для изучения истории казачества. Француз искренне восхищался военным искусством казаков. Его слова о мужестве, находчивости и организованности запорожцев попали в школьные учебники и университетские хрестоматии, однако о других подробностях украинского быта, которые подметил Боплан, официальная историография предпочитает умалчивать. Среди них – традиции празднования Пасхи.
ПОБОРЫ. «Здешние крестьяне заслуживают сочувствия», – пишет Боплан, обращаясь к французскому читателю. Мало того, что украинцы должны были отрабатывать на пана три дня в неделю, они еще и облагались множеством поборов. Основные «подношения» приходились на Рождество, Пасху и Троицу. Каждый раз крепостной отдавал из своего хозяйства часть зерна, а также кур, гусей и каплунов к панскому столу.
«Одним словом, крестьяне вынуждены отдавать своим панам все, чего те пожелают, так что нет ничего удивительного, когда эти несчастные ничего не откладывают для себя, находясь в таких тяжелых условиях зависимости», – пишет историк.
ПЬЯНСТВО. Пан, со своей стороны, готовил своим крестьянам «угощение». По словам Боплана, рано утром в пасхальный понедельник во двор выкатывалась огромная бочка водки. К ней выстраивалась очередь в порядке старшинства. Первым зачерпывал ковш и пил из него сам пан, далее угощение шло по кругу. Если водка заканчивалась засветло, то вскрывалась вторая бочка.
Такая эстафета была по силам не каждому. Многие крестьяне так и оставались на подворье, пока не проспятся. Некоторых – уносили на носилках родственники.
«Вид этих несчастных пьяниц, которые не съели ни кусочка хлеба и валяются в своих нечистотах, будто свиньи, отталкивающий. Я видел одного такого беднягу, которого, будто мертвого, везли на повозке, хотя был только второй час пополудню. Такие вот странные обычаи, которые, к сожалению, губят людей», – сообщает Гийом де Боплан.
ПОЦЕЛУИ. Перед тем как отправиться с данью к пану, крестьянин со всей семьей шел на ночную службу в церковь. Саму церемонию Боплан почти не описывает. Основной интерес француза вызвало то, что было потом.
«После того, как это представление окончено, все… опускаются на колени перед епископом и подают ему яйца, выкрашенные в красный или желтый цвет, произнося «Христос воскрес!». Епископ, принимая яйцо, отвечает: «Воистину воскрес!». И при этом целуется с женщинами и девушками. Таким образом, он менее чем за два часа собирает 5 или 6 тысяч яиц и имеет приятность целовать самых красивых девушек и женщин, которые есть в церкви», – сообщает историк и добавляет, что старых и некрасивых женщин епископ не целовал, а только протягивал им свою руку для поцелуя.
Боплан говорит, что так поступали все священнослужители, от Киевского митрополита Петра Могилы до рядового парафиального священника.
ИГРЫ. В пасхальный понедельник юноши начинали «охоту» на девушек. По словам историка, парубки ходили по улицам, ловили встречных девчат и вели их к колодцу, где выливали на голову 5 или 6 ведер воды. Во вторник наставал черед девушек. Они прятались по домам с кувшинами воды и, по сигналу «разведчицы», выбегали на улицу, хватали парня и лили ему воду за воротник.
Кроме того, всю неделю после Пасхи нельзя было выйти на улицу, не взяв с собой несколько крашеных яиц. Их нужно было раздавать каждому знакомому, произнося «Христос воскрес!». Обменявшись яйцами, украинцы обнимались и целовались.
ВПЕЧАТЛИЛИ. Увиденное в Украине поразило Боплана. Все здесь было не так, как во Франции и даже наоборот. Девушки сами сватались к парням, раны лечили землей, а уху варили в деревянных ведрах, разогревая воду раскаленными камнями.
Удивительными были традиции, медицина, кухня, но более всего – бедность, бесправие и алкоголизм. Последний, кстати, сменялся на стопроцентную трезвость, когда бежавшие от панов казаки собирались в очередной поход.
С точки зрения современной исторической науки «Описание Украины» Гийома де Боплана – довольно субъективное сочинение со множеством неточностей. Однако оно как никакое другое проливает свет на традиции наших предков в 13-15 колене и, возможно, объясняет многие вещи, которые происходят в Украине сегодня.
ИСТОЧНИК. Подробную информацию о том, как отмечали Пасху наши предки 400 лет назад, можно найти в труде французского инженера Гийома Левассера де Боплана «Описание Украины». В 1630-х годах автор находился на службе у польского короля и подробно изучил территорию нашей страны и обычаи украинцев.
Свои впечатления Боплан изложил в книге, которая до сих пор служит важнейшим источником для изучения истории казачества. Француз искренне восхищался военным искусством казаков. Его слова о мужестве, находчивости и организованности запорожцев попали в школьные учебники и университетские хрестоматии, однако о других подробностях украинского быта, которые подметил Боплан, официальная историография предпочитает умалчивать. Среди них – традиции празднования Пасхи.
ПОБОРЫ. «Здешние крестьяне заслуживают сочувствия», – пишет Боплан, обращаясь к французскому читателю. Мало того, что украинцы должны были отрабатывать на пана три дня в неделю, они еще и облагались множеством поборов. Основные «подношения» приходились на Рождество, Пасху и Троицу. Каждый раз крепостной отдавал из своего хозяйства часть зерна, а также кур, гусей и каплунов к панскому столу.
«Одним словом, крестьяне вынуждены отдавать своим панам все, чего те пожелают, так что нет ничего удивительного, когда эти несчастные ничего не откладывают для себя, находясь в таких тяжелых условиях зависимости», – пишет историк.
ПЬЯНСТВО. Пан, со своей стороны, готовил своим крестьянам «угощение». По словам Боплана, рано утром в пасхальный понедельник во двор выкатывалась огромная бочка водки. К ней выстраивалась очередь в порядке старшинства. Первым зачерпывал ковш и пил из него сам пан, далее угощение шло по кругу. Если водка заканчивалась засветло, то вскрывалась вторая бочка.
Такая эстафета была по силам не каждому. Многие крестьяне так и оставались на подворье, пока не проспятся. Некоторых – уносили на носилках родственники.
«Вид этих несчастных пьяниц, которые не съели ни кусочка хлеба и валяются в своих нечистотах, будто свиньи, отталкивающий. Я видел одного такого беднягу, которого, будто мертвого, везли на повозке, хотя был только второй час пополудню. Такие вот странные обычаи, которые, к сожалению, губят людей», – сообщает Гийом де Боплан.
ПОЦЕЛУИ. Перед тем как отправиться с данью к пану, крестьянин со всей семьей шел на ночную службу в церковь. Саму церемонию Боплан почти не описывает. Основной интерес француза вызвало то, что было потом.
«После того, как это представление окончено, все… опускаются на колени перед епископом и подают ему яйца, выкрашенные в красный или желтый цвет, произнося «Христос воскрес!». Епископ, принимая яйцо, отвечает: «Воистину воскрес!». И при этом целуется с женщинами и девушками. Таким образом, он менее чем за два часа собирает 5 или 6 тысяч яиц и имеет приятность целовать самых красивых девушек и женщин, которые есть в церкви», – сообщает историк и добавляет, что старых и некрасивых женщин епископ не целовал, а только протягивал им свою руку для поцелуя.
Боплан говорит, что так поступали все священнослужители, от Киевского митрополита Петра Могилы до рядового парафиального священника.
ИГРЫ. В пасхальный понедельник юноши начинали «охоту» на девушек. По словам историка, парубки ходили по улицам, ловили встречных девчат и вели их к колодцу, где выливали на голову 5 или 6 ведер воды. Во вторник наставал черед девушек. Они прятались по домам с кувшинами воды и, по сигналу «разведчицы», выбегали на улицу, хватали парня и лили ему воду за воротник.
Кроме того, всю неделю после Пасхи нельзя было выйти на улицу, не взяв с собой несколько крашеных яиц. Их нужно было раздавать каждому знакомому, произнося «Христос воскрес!». Обменявшись яйцами, украинцы обнимались и целовались.
ВПЕЧАТЛИЛИ. Увиденное в Украине поразило Боплана. Все здесь было не так, как во Франции и даже наоборот. Девушки сами сватались к парням, раны лечили землей, а уху варили в деревянных ведрах, разогревая воду раскаленными камнями.
Удивительными были традиции, медицина, кухня, но более всего – бедность, бесправие и алкоголизм. Последний, кстати, сменялся на стопроцентную трезвость, когда бежавшие от панов казаки собирались в очередной поход.
С точки зрения современной исторической науки «Описание Украины» Гийома де Боплана – довольно субъективное сочинение со множеством неточностей. Однако оно как никакое другое проливает свет на традиции наших предков в 13-15 колене и, возможно, объясняет многие вещи, которые происходят в Украине сегодня.
Читайте также |
Комментарии (0) |