Ключевые задачи послевоенного восстановления Украины
16.06.2022 583 0
Немотивированная российская военная агрессия против Украины продолжается, но все эксперты единодушно призывают планировать восстановление украинской экономики уже сегодня.
В этом контексте первое, на чем хотелось бы акцентировать внимание, — это такие негативные особенности национальной экономики, как ее структурная разбалансированность и технологическая низкоукладность, сырьевая экспортоориентированность и низкая конкурентоспособность. Если мы посмотрим на эту модель экономики сквозь призму Плана Моргентау, то ее воспроизведение в довоенном виде будет означать упадок страны. Перспектив у такой модели экономики нет, единственной ее альтернативой является технологически-цифровая реконструкция.
Собственно, Украина после того, через что ей довелось пройти и что ее народ переживает до сих пор, просто не может себе позволить ограничиться достижением довоенного, слишком скромного для ее потенциала, уровня социально-экономического развития. Послевоенное восстановление Украины должно быть направлено на кардинальное изменение структуры экономики, переход от аграрно-сырьевого ее типа к индустриально-инновационному на основе создания современной высокотехнологичной, цифровизированной промышленности в контексте разворачивания в мире Индустрии 4.0. Причем Украина сама должна выступить с такой инициативой, если хочет избежать судьбы посредственного рутинного существования аграрной страны. Потому что не факт, что союзники Украины предложат ей именно сценарий инновационного развития, а не что-то типа Плана Моргентау. Некоторым странам Украина интересна только как поставщик аграрной продукции и сырья без амбиций на производство капитало- и наукоемких товаров. К этому также будут подталкивать продовольственный кризис и многолетняя специализация Украины на экспорте продуктов низкой степени переработки, закрепление за ней репутации «житницы Европы». Из-за войны экспортные возможности Украины суживаются еще больше, а риски окончательно превратиться в «аграрную сверхдержаву» остаются. Чтобы этого не допустить, понадобятся сильная политическая воля, четкая и непреклонная позиция национальной элиты в отстаивании национальных интересов Украины и ее права на инновационное развитие.
Украина должна предложить собственную версию комплексного плана послевоенного восстановления национальной экономики на новых технологических принципах — плана, который поможет стране достичь процветания в долгосрочной перспективе (далее — План). Разработкой концепции такого Плана, фундаментальных его основ должны заниматься лучшие, наиболее квалифицированные специалисты, упорные, активные и предприимчивые, не равнодушные к будущему Украины, — ученые, предприниматели, промышленники, работники образования, представители инновационных структур, общественных организаций, органов власти с чистой репутацией на принципах равноправия и равенства сторон. Вопрос остается за лидером: кто будет готов и профессионально способен возглавить ответственную миссию кураторства над разработкой Плана? Кто способен сплотить вокруг себя специалистов, население Украины ради общей цели — эффективного восстановления страны, переведения национальной экономики на более высокий уровень научно-технологического развития?
При разработке и согласовании основных позиций Плана необходимо максимально устранить все бюрократические преграды, ускорить все координационные и согласительные процедуры и закрепить подотчетность куратора Плана непосредственно премьер-министру Украины. Разработанный План должен стать национальной политикой Украины, программой ее трансформации, все остальные стратегии и документы должны согласовываться с Планом и иметь целью его реализацию. План должен сформировать целостное представление послевоенной ситуации в стране, четко обозначить первоочередные задачи, определить приоритетные виды деятельности, способные перезапустить экономику, дать импульс устойчивому экономическому росту в долгосрочной перспективе. Для каждого из этих видов деятельности надо разработать программы модернизации с детализацией работ по конкретным проектам. Для финансирования работ по программам целесообразно создать национальный Фонд восстановления, реконструкции и развития.
Среди первоочередных задач должны быть следующие. Во-первых, восстановление пострадавших и строительство новых предприятий для обеспечения людей работой. Во-вторых, решение жилищного вопроса: сначала это могут быть модульные дома (одно-трехэтажные), которые быстро (за 2–3 месяца) собираются и разбираются, их можно размещать на свободных территориях западных областей, пока не будет построено нормальное постоянное жилье для украинцев. На этих территориях нужно быстро монтировать такие же модульные сооружения под больницы, магазины, аптеки и т.п. Именно здесь целесообразно размещать релоцированные предприятия, эвакуированные из зоны боевых действий. Такие меры необходимо внедрять срочно, чтобы поддержать внутренне перемещенных лиц и побуждать к возврату украинцев, выехавших за границу, ведь некоторым из них сейчас просто некуда возвращаться.
Что касается позиции Европейского Союза и США по поводу будущего Украины, то по крайней мере сейчас есть все основания считать, что наши союзники поддержат стремление Украины построить сильную, демократическую, индустриально-развитую страну с диверсифицированной, конкурентоспособной экономикой, которая будет в состоянии генерировать нужную рынку добавленную стоимость продуктов и услуг, обеспечить высокий уровень жизни граждан и национальную безопасность государства. Оснований для такого вывода несколько.
Во-первых, Европа чувствует ответственность и вину перед Украиной за свою лояльность к режиму Путина в довоенное время и даже после оккупации РФ Крыма и части территории Донбасса в 2014–2015 годах.
Во-вторых, украинцы сейчас защищают не только свою страну и отстаивают ее независимость и свободу, они защищают всю Европу, право европейцев на прогресс и процветание, тем самым напоминая ЕС, зачем его вообще основали.
В-третьих, подача Украиной заявки на членство в ЕС и получение положительных сигналов по этой инициативе от руководства Европейской комиссии и Европейского парламента. Они официально заявляют о готовности европейского сообщества предоставить Украине всю необходимую финансовую, материальную, военную, гуманитарную помощь, внести как можно больший вклад в послевоенное восстановление страны и дать ей статус кандидата на вступление в ЕС как четкий политический знак солидарности с украинским народом.
Очевидно, что Европейскому Союзу нужна успешная Украина, а не центр нестабильности и упадка в Европе.
Эффективная реконструкция и модернизация украинской промышленности, инфраструктуры, объектов социальной и коммунальной сферы могут быть обеспечены только в случае значительной помощи со стороны ЕС и США, умелого использования Украиной этой помощи. У Европейского Союза и его стран-членов есть политическая воля помогать нашему государству восстанавливаться после войны, есть преданность этому делу. Так, ЕС планирует создать трастовый фонд солидарности по образцу фонда восстановления стран — членов ЕС после COVID-19. Он будет финансировать инвестиции в восстановление Украины и реформы по согласованию с украинским правительством.
И тут важно отметить, что безвозвратная финансовая помощь иностранных государств должна составлять львиную долю (90%) международной финансовой помощи Украине. За ее счет должны финансироваться проекты по строительству новых крупных градообразующих промышленных предприятий, реконструкции на новых технологически-цифровых принципах пострадавших предприятий, восстановлению инфраструктуры и жилищного фонда. Договариваться о такой схеме финансирования надо уже сегодня, не пренебрегая этим вопросом, успешное решение которого окажет непосредственное влияние на устойчивость послевоенного экономического роста Украины. Сейчас же иностранные государства более склонны к кредитованию, на долю грантов планируется направить только 10% общего объема международной финансовой помощи. Это недопустимо, ведь Украина отстаивает сегодня право на свободу и демократические ценности не только для себя, но и для всего цивилизованного мира.
Наконец, со стороны Украины сверхважно будет обеспечить прозрачность расходования предоставленных иностранных средств, поддерживать тот высокий уровень доверия, который установился между властью Украины и руководством ЕС, не запятнать его из-за коррупции и нецелевого использования средств. Потому что от этого, без преувеличения, будет зависеть судьба Украинского государства — перспектива его вступления в ЕС, продолжение диалога с европейскими партнерами на равных без комплекса неполноценности, получение широкой поддержки и всяческой помощи в восстановлении.
В этом контексте первое, на чем хотелось бы акцентировать внимание, — это такие негативные особенности национальной экономики, как ее структурная разбалансированность и технологическая низкоукладность, сырьевая экспортоориентированность и низкая конкурентоспособность. Если мы посмотрим на эту модель экономики сквозь призму Плана Моргентау, то ее воспроизведение в довоенном виде будет означать упадок страны. Перспектив у такой модели экономики нет, единственной ее альтернативой является технологически-цифровая реконструкция.
Собственно, Украина после того, через что ей довелось пройти и что ее народ переживает до сих пор, просто не может себе позволить ограничиться достижением довоенного, слишком скромного для ее потенциала, уровня социально-экономического развития. Послевоенное восстановление Украины должно быть направлено на кардинальное изменение структуры экономики, переход от аграрно-сырьевого ее типа к индустриально-инновационному на основе создания современной высокотехнологичной, цифровизированной промышленности в контексте разворачивания в мире Индустрии 4.0. Причем Украина сама должна выступить с такой инициативой, если хочет избежать судьбы посредственного рутинного существования аграрной страны. Потому что не факт, что союзники Украины предложат ей именно сценарий инновационного развития, а не что-то типа Плана Моргентау. Некоторым странам Украина интересна только как поставщик аграрной продукции и сырья без амбиций на производство капитало- и наукоемких товаров. К этому также будут подталкивать продовольственный кризис и многолетняя специализация Украины на экспорте продуктов низкой степени переработки, закрепление за ней репутации «житницы Европы». Из-за войны экспортные возможности Украины суживаются еще больше, а риски окончательно превратиться в «аграрную сверхдержаву» остаются. Чтобы этого не допустить, понадобятся сильная политическая воля, четкая и непреклонная позиция национальной элиты в отстаивании национальных интересов Украины и ее права на инновационное развитие.
Украина должна предложить собственную версию комплексного плана послевоенного восстановления национальной экономики на новых технологических принципах — плана, который поможет стране достичь процветания в долгосрочной перспективе (далее — План). Разработкой концепции такого Плана, фундаментальных его основ должны заниматься лучшие, наиболее квалифицированные специалисты, упорные, активные и предприимчивые, не равнодушные к будущему Украины, — ученые, предприниматели, промышленники, работники образования, представители инновационных структур, общественных организаций, органов власти с чистой репутацией на принципах равноправия и равенства сторон. Вопрос остается за лидером: кто будет готов и профессионально способен возглавить ответственную миссию кураторства над разработкой Плана? Кто способен сплотить вокруг себя специалистов, население Украины ради общей цели — эффективного восстановления страны, переведения национальной экономики на более высокий уровень научно-технологического развития?
При разработке и согласовании основных позиций Плана необходимо максимально устранить все бюрократические преграды, ускорить все координационные и согласительные процедуры и закрепить подотчетность куратора Плана непосредственно премьер-министру Украины. Разработанный План должен стать национальной политикой Украины, программой ее трансформации, все остальные стратегии и документы должны согласовываться с Планом и иметь целью его реализацию. План должен сформировать целостное представление послевоенной ситуации в стране, четко обозначить первоочередные задачи, определить приоритетные виды деятельности, способные перезапустить экономику, дать импульс устойчивому экономическому росту в долгосрочной перспективе. Для каждого из этих видов деятельности надо разработать программы модернизации с детализацией работ по конкретным проектам. Для финансирования работ по программам целесообразно создать национальный Фонд восстановления, реконструкции и развития.
Среди первоочередных задач должны быть следующие. Во-первых, восстановление пострадавших и строительство новых предприятий для обеспечения людей работой. Во-вторых, решение жилищного вопроса: сначала это могут быть модульные дома (одно-трехэтажные), которые быстро (за 2–3 месяца) собираются и разбираются, их можно размещать на свободных территориях западных областей, пока не будет построено нормальное постоянное жилье для украинцев. На этих территориях нужно быстро монтировать такие же модульные сооружения под больницы, магазины, аптеки и т.п. Именно здесь целесообразно размещать релоцированные предприятия, эвакуированные из зоны боевых действий. Такие меры необходимо внедрять срочно, чтобы поддержать внутренне перемещенных лиц и побуждать к возврату украинцев, выехавших за границу, ведь некоторым из них сейчас просто некуда возвращаться.
Что касается позиции Европейского Союза и США по поводу будущего Украины, то по крайней мере сейчас есть все основания считать, что наши союзники поддержат стремление Украины построить сильную, демократическую, индустриально-развитую страну с диверсифицированной, конкурентоспособной экономикой, которая будет в состоянии генерировать нужную рынку добавленную стоимость продуктов и услуг, обеспечить высокий уровень жизни граждан и национальную безопасность государства. Оснований для такого вывода несколько.
Во-первых, Европа чувствует ответственность и вину перед Украиной за свою лояльность к режиму Путина в довоенное время и даже после оккупации РФ Крыма и части территории Донбасса в 2014–2015 годах.
Во-вторых, украинцы сейчас защищают не только свою страну и отстаивают ее независимость и свободу, они защищают всю Европу, право европейцев на прогресс и процветание, тем самым напоминая ЕС, зачем его вообще основали.
В-третьих, подача Украиной заявки на членство в ЕС и получение положительных сигналов по этой инициативе от руководства Европейской комиссии и Европейского парламента. Они официально заявляют о готовности европейского сообщества предоставить Украине всю необходимую финансовую, материальную, военную, гуманитарную помощь, внести как можно больший вклад в послевоенное восстановление страны и дать ей статус кандидата на вступление в ЕС как четкий политический знак солидарности с украинским народом.
Очевидно, что Европейскому Союзу нужна успешная Украина, а не центр нестабильности и упадка в Европе.
Эффективная реконструкция и модернизация украинской промышленности, инфраструктуры, объектов социальной и коммунальной сферы могут быть обеспечены только в случае значительной помощи со стороны ЕС и США, умелого использования Украиной этой помощи. У Европейского Союза и его стран-членов есть политическая воля помогать нашему государству восстанавливаться после войны, есть преданность этому делу. Так, ЕС планирует создать трастовый фонд солидарности по образцу фонда восстановления стран — членов ЕС после COVID-19. Он будет финансировать инвестиции в восстановление Украины и реформы по согласованию с украинским правительством.
И тут важно отметить, что безвозвратная финансовая помощь иностранных государств должна составлять львиную долю (90%) международной финансовой помощи Украине. За ее счет должны финансироваться проекты по строительству новых крупных градообразующих промышленных предприятий, реконструкции на новых технологически-цифровых принципах пострадавших предприятий, восстановлению инфраструктуры и жилищного фонда. Договариваться о такой схеме финансирования надо уже сегодня, не пренебрегая этим вопросом, успешное решение которого окажет непосредственное влияние на устойчивость послевоенного экономического роста Украины. Сейчас же иностранные государства более склонны к кредитованию, на долю грантов планируется направить только 10% общего объема международной финансовой помощи. Это недопустимо, ведь Украина отстаивает сегодня право на свободу и демократические ценности не только для себя, но и для всего цивилизованного мира.
Наконец, со стороны Украины сверхважно будет обеспечить прозрачность расходования предоставленных иностранных средств, поддерживать тот высокий уровень доверия, который установился между властью Украины и руководством ЕС, не запятнать его из-за коррупции и нецелевого использования средств. Потому что от этого, без преувеличения, будет зависеть судьба Украинского государства — перспектива его вступления в ЕС, продолжение диалога с европейскими партнерами на равных без комплекса неполноценности, получение широкой поддержки и всяческой помощи в восстановлении.
Комментарии (0) |